Preview

Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация

Расширенный поиск

Роль данных при переходе к сервисным бизнес-моделям

Аннотация

Экономика замкнутого цикла, как одна из новых моделей проектирования бизнес-процессов, вызывает интерес благодаря возможности согласования целей бизнеса и общества, поскольку она позволяет компаниям одновременно сосредоточиться на создании ценности и на снижении ущерба окружающей среде. Становится все более очевидным, что цифровые технологии являются важнейшим компонентом этой модели, поскольку они обеспечивают прозрачность и эффективность при замыкании материальных и энергетических циклов. Кроме того, цифровизация приводит к появлению эффективных бизнес-моделей, в основе которых лежит адаптация ценностного предложения к знаниям, полученным в результате постоянного анализа данных, что смещает акцент в системах "продукт-услуга" в сторону услуг. Таким образом, эти новые бизнес-модели классифицируются как формы сервитизации. Несмотря на растущую важность сервитизации и цифровизации бизнес-процессов, связанный с ними переход к повсеместному принятию принципов экономики замкнутого цикла происходит медленно. В данном исследовании рассматриваются проблемы, связанные с переходом к сервитизации с использованием цифровых технологий в обрабатывающей промышленности, а также их взаимосвязь с экономикой замкнутого цикла.

Об авторе

А. В. Велигура
ФГБОУ ВО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля»
Россия

Велигура А.В., кандидат технических наук, доцент



Список литературы

1. Кондратьев, В. Б. Сервитизация промышленности: новая реальность / В. Б. Кондратьев, Г. В. Кедрова, В. В. Попов // Мировая экономика и международные отношения. – 2021. – Т. 65, № 8. – С. 22-30. – DOI 10.20542/0131-2227-2021-65-8-22-30. – EDN BBGQEM.

2. Нога В.И., Данюкова М.Н. Экономика замкнутого цикла в России: тенденции и перспективы // Human Progress. 2023. Том 9, Вып. 1. С. 12. URL: http://progress-human.com/images/2023/Tom9_1/Noga.pdf. DOI 10.34709/IM.191.12. EDN XVGVNX.

3. Молчанова, С. М. Индустрия 4.0. Отечественный и зарубежный опыт / С. М. Молчанова // Учет и контроль. – 2020. – № 12(62). – С. 8-13. – EDN IEQKYF.

4. Tukker, A. Product services for a resource-efficient and circular economy – a review. J. Clean. Prod. 2015, 97, 76–91.

5. McAloone, T.C.; Pigosso, D.C. Designing product service systems for a circular economy. In Designing for the Circular Economy; Charter, M., Ed.; Routledge: London, UK, 2018; pp. 102–112.

6. Paiola, M.; Schiavone, F.; Grandinetti, R.; Chen, J. Digital servitization and sustainability through networking: Some evidences from IoT-based business models. J. Bus. Res. 2021, 132, 507–516.

7. Alcayaga, A.; Wiener, M.; Hansen, E.G. Towards a framework of smart-circular systems: An integrative literature review. J. Clean. Prod. 2019, 221, 622–634.

8. Han, J.; Heshmati, A.; Rashidghalam, M. Circular economy business models with a focus on servitization / Han, J.; Heshmati, A.; Rashidghalam, M. [Электронный ресурс] // Sustainability 2020 : [сайт]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/344840042_Circular_Economy_Business_Models_with_a_Focus_on_Servitization (дата обращения: 27.04.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Велигура А.В. Роль данных при переходе к сервисным бизнес-моделям. Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2024;(2):173-184.

For citation:


Veligura A.V. The role of data in the transition to service business models. Social-economic and technical systems: research, design and optimization. 2024;(2):173-184. (In Russ.)

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-6302 (Online)