Роль данных при переходе к сервисным бизнес-моделям
Аннотация
Экономика замкнутого цикла, как одна из новых моделей проектирования бизнес-процессов, вызывает интерес благодаря возможности согласования целей бизнеса и общества, поскольку она позволяет компаниям одновременно сосредоточиться на создании ценности и на снижении ущерба окружающей среде. Становится все более очевидным, что цифровые технологии являются важнейшим компонентом этой модели, поскольку они обеспечивают прозрачность и эффективность при замыкании материальных и энергетических циклов. Кроме того, цифровизация приводит к появлению эффективных бизнес-моделей, в основе которых лежит адаптация ценностного предложения к знаниям, полученным в результате постоянного анализа данных, что смещает акцент в системах "продукт-услуга" в сторону услуг. Таким образом, эти новые бизнес-модели классифицируются как формы сервитизации. Несмотря на растущую важность сервитизации и цифровизации бизнес-процессов, связанный с ними переход к повсеместному принятию принципов экономики замкнутого цикла происходит медленно. В данном исследовании рассматриваются проблемы, связанные с переходом к сервитизации с использованием цифровых технологий в обрабатывающей промышленности, а также их взаимосвязь с экономикой замкнутого цикла.
Ключевые слова
Об авторе
А. В. ВелигураРоссия
Велигура А.В., кандидат технических наук, доцент
Список литературы
1. Кондратьев, В. Б. Сервитизация промышленности: новая реальность / В. Б. Кондратьев, Г. В. Кедрова, В. В. Попов // Мировая экономика и международные отношения. – 2021. – Т. 65, № 8. – С. 22-30. – DOI 10.20542/0131-2227-2021-65-8-22-30. – EDN BBGQEM.
2. Нога В.И., Данюкова М.Н. Экономика замкнутого цикла в России: тенденции и перспективы // Human Progress. 2023. Том 9, Вып. 1. С. 12. URL: http://progress-human.com/images/2023/Tom9_1/Noga.pdf. DOI 10.34709/IM.191.12. EDN XVGVNX.
3. Молчанова, С. М. Индустрия 4.0. Отечественный и зарубежный опыт / С. М. Молчанова // Учет и контроль. – 2020. – № 12(62). – С. 8-13. – EDN IEQKYF.
4. Tukker, A. Product services for a resource-efficient and circular economy – a review. J. Clean. Prod. 2015, 97, 76–91.
5. McAloone, T.C.; Pigosso, D.C. Designing product service systems for a circular economy. In Designing for the Circular Economy; Charter, M., Ed.; Routledge: London, UK, 2018; pp. 102–112.
6. Paiola, M.; Schiavone, F.; Grandinetti, R.; Chen, J. Digital servitization and sustainability through networking: Some evidences from IoT-based business models. J. Bus. Res. 2021, 132, 507–516.
7. Alcayaga, A.; Wiener, M.; Hansen, E.G. Towards a framework of smart-circular systems: An integrative literature review. J. Clean. Prod. 2019, 221, 622–634.
8. Han, J.; Heshmati, A.; Rashidghalam, M. Circular economy business models with a focus on servitization / Han, J.; Heshmati, A.; Rashidghalam, M. [Электронный ресурс] // Sustainability 2020 : [сайт]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/344840042_Circular_Economy_Business_Models_with_a_Focus_on_Servitization (дата обращения: 27.04.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Велигура А.В. Роль данных при переходе к сервисным бизнес-моделям. Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2024;(2):173-184.
For citation:
Veligura A.V. The role of data in the transition to service business models. Social-economic and technical systems: research, design and optimization. 2024;(2):173-184. (In Russ.)






